мал золотник...
Улица, соединяющая Кировский и Советский районы столицы, в былые годы называлась Тобольской и была тихим окраинным местом в Сибирской части дореволюционной и предвоенной Уфы, и лишь в 1946 году приняла на себя имя Героя Советского Союза Георгия Ветошникова.
Биография нашего героя коротка и пряма, как выстрел. Из своих неполных двадцати семи лет жизни он отдал кровавому молоху войны целых семь. А ведь все могло сложиться иначе, если бы не коллектив уфимского завода пишущих машин, на который пришел устраиваться на работу 14-летний Георгий. К тому времени он уже три года был круглым сиротой, и если бы не помощь школьных товарищей да учителей, легко мог сбиться с прямой дороги на беспризорные полукриминальные тропы. Спасало еще и то, что дома у него оставались три младшие сестренки, поэтому он старательно учился и при первой же возможности трудоустройства напросился в механические мастерские.Как вспоминали его заводские товарищи, в отделе кадров поначалу очень скептично отнеслись к появлению щуплого и малорослого паренька:
- Что-то ты, парень, ростом не вышел, - сказали ему.
Но мастер Федор Половянюк вступился за него, и сказал кадровикам просто: «Мал золотник, да дорог». Вот под его чутким руководством Георгий и начал постигать азы рабочей специальности, а вскоре он и сам стал классным слесарем.
В 1938 году Ветошникова призвали в ряды РККА, и он тут же получил свое первое боевое крещение у озера Хасан, где самураи решили попробовать «на зуб» обороноспособность Красной армии. Кстати, этот небольшой 18-дневный военный конфликт, возможно, и стал для нас той страховкой, которая удержала Японию в годы Великой Отечественной войны от нападения на СССР. А потом часть, в которой служил Георгий, перебросили на западные рубежи, где уже разгоралась война с Финляндией.
В своей родной Уфе будущий герой вновь появился только весной 1941 года. Но насладиться мирной жизнью так и не успел. Уже в июне прибыл на Западный фронт в составе 35-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона. И вместе с ним Ветошников проделал нелегкий путь от западных наших границ до самой Москвы, получил свое первое ранение. А затем был Сталинград и форсирование Дона и Северского Донца, за который боец получил свою первую награду - орден Красной Звезды. Как было сказано в наградных документах: «Благодаря храбрости и находчивости Ветошников разгружал свои понтоны у реки непосредственно на глазах у противника. В опасных местах сам командир взвода садился за руль машины, проводил их через зоны минометного огня и лично сам руководил их разгрузкой».
А вскоре фронт подошел к Днепру, про который еще в раннем детстве каждый советский школьник зубрил наизусть, что редкая птица долетит до середины его. Но тут было не до сантиментов, надо было форсировать реку. Как рассказывал впоследствии сам Ветошников, его вызвали на командный пункт и спросили, сможет ли он управлять катером. А затем приказали реанимировать на одном из них мотор и перейти на него в качестве моториста и рулевого.
- Огонь был ураганный, - рассказывал он после войны своей сестре. - Комбата ранило. Вскоре в голову ранило и меня. Чувствую, что сознание теряю. Сжал зубы и выровнял катер, бортом он коснулся правого берега Днепра. Бойцы закричали: «Ура!» - и с развернутым знаменем пошли в атаку. Плацдарм был занят. Я взял раненого комбата, уложил его в катер и поплыл обратно...
Вот за эту переправу Георгий и был награжден высшей наградой Родины. Далее Ветошников прошагал военными дорогами до Будапешта, Вены и Белграда, однако здоровье оставляло желать лучшего - ведь в голове так и таился крошечный осколок вражеского снаряда. Поэтому после войны его направили в один из лучших госпиталей в Баку. Но медицина все же не всесильна, и в марте 1946 года нашего героя не стало. А память о нем продолжает сохраняться на карте нашей столицы.